Психологическое обеспечение дистанционного обучения
Добавлено: Вс апр 26, 2020 3:06 pm
Ситуация временной изоляции создает новые формы и методы дистанционного общения, в том числе и дистанционного психологического сопровождения. Пока технические возможности качественного обеспечения этого процесса отстают от насущных потребностей в нем населения. Большой опыт в проведении такого рода психологической помощи накоплен в Центре оказания психологической помощи МЧС России. Постоянно работают телефоны доверия. В каждом районе города работают Центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи, оказывающими консультации он-лайн. Во Фрунзенском районе вся информация на сайте http://edu-frn.spb.ru ; е-mail: info.cppmspfr@obr.gov.spb.ru
Сейчас мы все находимся во временной ситуации изолированности от привычной жизни. Именно такая ситуация возникла в мире несколько месяцев назад в связи с COVID -19. Для многих людей это экстремальная ситуация (от лат. еxtremum – крайнее, предельное – внезапно возникшая обстановка, связанная с угрожающими жизни, здоровью, личностной целостности факторами и риском реализации повседневной деятельности в данных условиях). Это стрессогенная ситуация роста психологической тревожности, связанная с нарушением обычного уклада жизни человека, неопределенностью.
Очевидно, что пока не в наших силах изменить эту ситуацию, хотя, чтобы ускорить ее завершение мы, безусловно, должны соблюдать все предписанные меры предосторожности. Но с точки зрения психологии, мы должны изменить свое отношение к этой ситуации. И большинство из нас уже делают это, адаптируясь к новым условиям жизни. Адаптация обеспечивает существование индивида в меняющихся условиях жизни.
Попробуем определить те факторы, которые помогут изменить отношение к сложившейся ситуации, сделать его более позитивным.
• Ограничение по времени – если есть начало, то будет и окончание – « все пройдет, пройдет и это». В истории нашей страны, да и в истории почти каждой семьи были ситуации пострашнее этой. Они прошли.
• Ситуацию изоляции, конечно, не следует воспринимать как отпуск, но она позволяет немного расслабиться, передохнуть от работы, поездок, выспаться, навести порядок в доме, завершить то, до чего «не доходили руки», больше времени и внимания уделить близким, особенно детям.
• Время переоценки ценностей. Возникшая ситуация способствует пониманию того, что ценность жизни и здоровья вашего и близких вам людей первична. Все остальные т.н. «ценности», приобретению которых мы уделяли столько времени, сил и средств, не так уж и важны. Это время «перезагрузки».
• Пополнение личностного опыта, поведенческого репертуара в иных жизненных обстоятельствах, расширение новых форм и средств коммуникации, здорового образа жизни, гигиенических навыков, заботы об окружающих вас людях.
• Возможность открыть в себе и своих детях новых способностей к новым видам деятельности: рисованию, лепке, кулинарии и т.д., вспомнить о своем хобби, перебрать коллекции, фотографии. А если к этому приобщить членов семьи, то тем самым укрепить ее.
• Возможность отследить прилежание и усидчивость своего ребенка при выполнении дистанционных учебных занятий по предметам, его самостоятельность и умственный потенциал, мотивированность к учебной работе. У вас не было возможности наблюдать это в школе, а к замечаниям учителей многие относились скептически. Теперь вы все видите сами. Многих родителей это в будущем заставит сформировать запросы и обратиться за помощью к учителям и школьному психологу.
Несколько психологических рекомендаций:
• Поддерживайте привычный ритм жизни семьи, насколько это возможно. Вовлекайте детей в домашние дела с учетом их возраста. Создавайте новые семейные мероприятия, игры, формы обучения и домашнего досуга.
• Поощряйте детей поддерживать контакты со сверстниками посредством аудио- и видео-звонков, социальных сетей, но с учетом разумного времени и возраста Вашего ребенка и времени выполнения учебных заданий.
• Следите за проявлением эмоций и чувств Вашего ребенка, особенно страха и тревоги. У детей негативные переживания часто проявляются в творческой деятельности, особенно в рисовании. Обсудите с детьми их рисунки, поделки. Дети чувствуют облегчение, когда выражают такие чувства в безопасной и творческой атмосфере, созданной в семье, проговаривают свои опасения. Реагируйте на эмоции Вашего ребенка с пониманием, прислушивайтесь к тому, что его волнует, окружите его пониманием и любовью.
• Сведите к минимуму просмотр и обсуждение новостей по ТВ, которые могут повышать уровень тревожности у всех членов семьи.
• Дети наблюдают за поведением и эмоциями взрослых членов семьи. Ваше беспокойство и тревога передается им. Используя возрастной подход, объясните им причину беспокойства и меры, соблюдение которых позволит здраво относиться к сложившейся ситуации и преодолеть ее последствия.
• Включайте ребенка в обсуждение планов на отпуск, когда изоляция закончится.
• В простой и доступной форме объясните детям, что произошло и происходит сейчас, дайте им четкую информацию о том, как снизить риск заражения, о путях передачи вируса, о том, как избежать заражения и о мерах профилактики. Превратите эту информацию в игровую форму – викторину «да – нет – не знаю».
• Используйте достоверную информацию из надежных государственных источников (сайт Минздрава РФ или ВОЗ: http//www.who.int/ru/emergencies/ddiseases/no ... virus-2019 и по телефону 8-800-2000-112).
Сейчас мы все находимся во временной ситуации изолированности от привычной жизни. Именно такая ситуация возникла в мире несколько месяцев назад в связи с COVID -19. Для многих людей это экстремальная ситуация (от лат. еxtremum – крайнее, предельное – внезапно возникшая обстановка, связанная с угрожающими жизни, здоровью, личностной целостности факторами и риском реализации повседневной деятельности в данных условиях). Это стрессогенная ситуация роста психологической тревожности, связанная с нарушением обычного уклада жизни человека, неопределенностью.
Очевидно, что пока не в наших силах изменить эту ситуацию, хотя, чтобы ускорить ее завершение мы, безусловно, должны соблюдать все предписанные меры предосторожности. Но с точки зрения психологии, мы должны изменить свое отношение к этой ситуации. И большинство из нас уже делают это, адаптируясь к новым условиям жизни. Адаптация обеспечивает существование индивида в меняющихся условиях жизни.
Попробуем определить те факторы, которые помогут изменить отношение к сложившейся ситуации, сделать его более позитивным.
• Ограничение по времени – если есть начало, то будет и окончание – « все пройдет, пройдет и это». В истории нашей страны, да и в истории почти каждой семьи были ситуации пострашнее этой. Они прошли.
• Ситуацию изоляции, конечно, не следует воспринимать как отпуск, но она позволяет немного расслабиться, передохнуть от работы, поездок, выспаться, навести порядок в доме, завершить то, до чего «не доходили руки», больше времени и внимания уделить близким, особенно детям.
• Время переоценки ценностей. Возникшая ситуация способствует пониманию того, что ценность жизни и здоровья вашего и близких вам людей первична. Все остальные т.н. «ценности», приобретению которых мы уделяли столько времени, сил и средств, не так уж и важны. Это время «перезагрузки».
• Пополнение личностного опыта, поведенческого репертуара в иных жизненных обстоятельствах, расширение новых форм и средств коммуникации, здорового образа жизни, гигиенических навыков, заботы об окружающих вас людях.
• Возможность открыть в себе и своих детях новых способностей к новым видам деятельности: рисованию, лепке, кулинарии и т.д., вспомнить о своем хобби, перебрать коллекции, фотографии. А если к этому приобщить членов семьи, то тем самым укрепить ее.
• Возможность отследить прилежание и усидчивость своего ребенка при выполнении дистанционных учебных занятий по предметам, его самостоятельность и умственный потенциал, мотивированность к учебной работе. У вас не было возможности наблюдать это в школе, а к замечаниям учителей многие относились скептически. Теперь вы все видите сами. Многих родителей это в будущем заставит сформировать запросы и обратиться за помощью к учителям и школьному психологу.
Несколько психологических рекомендаций:
• Поддерживайте привычный ритм жизни семьи, насколько это возможно. Вовлекайте детей в домашние дела с учетом их возраста. Создавайте новые семейные мероприятия, игры, формы обучения и домашнего досуга.
• Поощряйте детей поддерживать контакты со сверстниками посредством аудио- и видео-звонков, социальных сетей, но с учетом разумного времени и возраста Вашего ребенка и времени выполнения учебных заданий.
• Следите за проявлением эмоций и чувств Вашего ребенка, особенно страха и тревоги. У детей негативные переживания часто проявляются в творческой деятельности, особенно в рисовании. Обсудите с детьми их рисунки, поделки. Дети чувствуют облегчение, когда выражают такие чувства в безопасной и творческой атмосфере, созданной в семье, проговаривают свои опасения. Реагируйте на эмоции Вашего ребенка с пониманием, прислушивайтесь к тому, что его волнует, окружите его пониманием и любовью.
• Сведите к минимуму просмотр и обсуждение новостей по ТВ, которые могут повышать уровень тревожности у всех членов семьи.
• Дети наблюдают за поведением и эмоциями взрослых членов семьи. Ваше беспокойство и тревога передается им. Используя возрастной подход, объясните им причину беспокойства и меры, соблюдение которых позволит здраво относиться к сложившейся ситуации и преодолеть ее последствия.
• Включайте ребенка в обсуждение планов на отпуск, когда изоляция закончится.
• В простой и доступной форме объясните детям, что произошло и происходит сейчас, дайте им четкую информацию о том, как снизить риск заражения, о путях передачи вируса, о том, как избежать заражения и о мерах профилактики. Превратите эту информацию в игровую форму – викторину «да – нет – не знаю».
• Используйте достоверную информацию из надежных государственных источников (сайт Минздрава РФ или ВОЗ: http//www.who.int/ru/emergencies/ddiseases/no ... virus-2019 и по телефону 8-800-2000-112).
Уважаемые родители и учащиеся, помните о правилах личной безопасности и поведения в общественных местах: на дорогах, на транспорте, у водоемов, в чрезвычайных ситуациях. Памятки безопасности вы можете почитать на этой странице (https://gymnasium441.ru/index.php/uchas ... shchikhsya).